Dragon » 28 мар 2015, 02:10
О проблеме выравнивания тонового грифа...
20 знаков:
До сих пор не решена.
==============================================================================================================================
Откуда у Вас такие данные? Такие заявления нужно как-то обосновывать.
Нужно определиться вначале с понятием линейности тонового грифа терменвокса.
Мне попадалась статья, где с умным видом показывалось, что частота терменвокса при приближении руки к инструменту меняется нелинейно (даже на терменвоксе Королёва). Отсюда делается вывод, что проблема линейности терменвоксовой шкалы не решена пока.
Нужно понять одну простую вещь: терменвокс - это не лабораторный генератор НЧ, где частота должна меняться линейно в зависимости от расстояния между антенной тона и рукой исполнителя. Терменвокс, прежде всего, это электромузыкальный инструмент. А в музыке свои правила. Равномерная музыкальная шкала изначально нелинейна по частоте. Частоты двух соседних полутонов связаны следующим отношением: f2 =2^(1/12) * f1, где f1 - более низкий из соседних полутон, а f2 - более высокий. Корень 12-й степени из 2 - коэффициент. (Пример. Ля большой октавы = 110 Гц, а соседняя си бемоль первой октавы = 116,54 Гц). Подсчитав значения частот всех нот хотя бы в пределах одной октавы и построив график, можно легко убедиться, что линейности здесь не наблюдается.
Короче говоря, рассуждая о линейности терменвокса, нужно иметь ввиду его "нотную" линейность, т.е. одинаковость интервалов между соседними полутонами, а не между равными приращениями по частоте. Это первый момент.
Другое, это вопрос о том, что же нужно выравнивать. Создавая музыкальный инструмент, нужно огромное внимание уделять вопросам эргономики, т.е. удобству эксплуатации.
Рассмотрим такой пример. Предположим, что наш терменвокс "честно" даёт 5 октав (от до контроктавы до си второй октавы). Я стою на дистанции 720 мм от антенны тона (примерная длина моей руки с вытянутыми пальцами от туловища). Управлять я могу только сгибанием/разгибанием руки. Интервал между полутонами 720/(5*12)=12мм вроде бы вполне комфортный. Но на самом деле играть будет удобно только в середине шкалы, когда рука полусогнута. Играть высокие ноты, когда рука будет вытянута очень утомительно. Так же неудобно играть и слишком согнутой рукой (прижатой к себе), мышцы нужно сильно напрягать. А если вдруг потребуется не 5 октав а больше? Если равномерность шкалы сохранить, то интервалы между полутонами уменьшатся.
Королёв догадался, что линеаризировать весь тоновый гриф нет необходимости. Достаточно выровнять только актуальный участок (2...2,5 октавы) на котором будет комфортно играть, т.е. когда сгибания/разгибания руки в локтевом суставе будут происходить вблизи полусогнутого положения. Интервалы между соседними полутонами на этом участке будут 8...9 мм, что вполне достаточно. Остальные участки грифа (от антенны до выравненного участка и от него же до тела исполнителя) действительно не выравнены. Но это, в данном случае, не является проблемой. Дело в том, что если исполнителю необходимо играть мелодию в более высоких октавах он может просто встать поближе к инструменту. При этом нелинейная область у антенны уменьшится, а вблизи исполнителя - увеличится, а линейный участок нужный для игры просто сместится выше. Аналогично, если отступать от инструмента, то равномерный участок сдвинется вниз по частоте.
Всё просто и удобно. Что ещё Вы хотите выравнивать? Непонятно...