Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

В этом форуме обсуждаются статьи напечатанные в журнале "Радио"

Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение cvvlad2 » 07 июн 2010, 22:46

Используя преобразователь с трансформатором на феритовом сердечнике и с транзистором КТ837Б, собрал "Модернизированный блок зажигания". При непрерывной работе на частоте 180 Гц, сильно греется транзистор КТ898А и КТ837Б. Отзовитесь советом те радиолюбители кто собрал такой блок зажигания. Может существуют дополнения к этой схеме- поделитесь пожалуйста.
cvvlad2
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 22:21

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение sspol » 09 июн 2010, 14:18

ну спросил...
поиск в по журналу вглубь веков ничего не дал...
поделись годом выпуска.
А самому чего-то попробовать религия не позволяет? Транзистор греется из-за потерь мощности в нем, в той загадочной конструкции наверняка транзисторы работают в импульсном режиме - открываются и закрываются крутыми фронтами, при полностью открытом идеальном транзисторе через него протекает ток, но напряжения на нем нет, и мощность рассеиваемая на нем равна "0", при полностью закрытом мощность рассеиваемая на нем таккже равна "0", сам догадайся почему. На реальном полностью открытом транзисторе всегда будет иметь место остаточное напряжение (0,7-1В), которое и определит потери, полностью закрытом - ток утечки всегда есть.
Вопрос - полностью ли у тебя транзисторы открываются? А закрываются? И все сразу станет понятно, ну и конечно крутизна фронтов, все это легко проверить осциллографом.
Удачи
sspol
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 16:55

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение cvvlad2 » 09 июн 2010, 20:13

Извиняюсь перед всеми кто ознакомился с моим вопросом на форуме, и уточняю статью-"Радио 2002г.,№ 12, стр 33" - в спешке забыл уточнить год. Блок зажигания был собран в конце 90 годов. и в связи с перебоями в работе, конструкция, после испытаний и переделок, была отложена до лучших времён. С ознакомлением со статьёй в подшивке журналов 2002г., наступили лучшие времена. Транзистор преобразователя КТ837Б, при частоте искрообразования 180-200 Гц грелся на ощупь примерно до 50-60 гр. При такой нагрузке для транзистора- нормальное явление. С установкой комутационной части собранной по статье "Радио 2002г., № 12" транзистор греется сильнее. Автор статьи, ссылаясь на очень короткую длительность импульса комутации транзистора КТ898А, предлагает не ставить его на радиатор, но при такой- же частоте он нагревается очень сильно- руку держать не возможно- думается градусов 60- 80. Проверить фронты нет возможности- осцилограф в ремонте.
cvvlad2
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 22:21

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение p0okm » 10 июн 2010, 14:13

Не видя схемы тяжело давать советы :D, а почему используются кремниевые транзисторы с таким большим напряжением насыщения коллектор-эмиттер?
Может быть стоит посмотреть замену, например КТ8110А, он конечно не составной, но добавить открывающего тока думаю не проблема.
Возможно следует посмотреть схему закрывания транзистора, обычно именно на этом этапе формируются основные факторы ведущие к перегреву.
Из простых, но эффективных методов могу посоветовать дроссель в цепи база-эмиттер, сам использовал самодельные на трансформаторном железе.
p0okm
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 июн 2010, 13:46

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение sspol » 10 июн 2010, 16:35

Весьма сомнительная модернизация в плане применения транзистора в качестве коммутатора в цепи разряда емкости. Обрати внимание на рис2 - график разряда, видна очень красивая синусоида, и хотя скорость роста тока высока в любой текущий момент имеем как ток через транзистор, так и падение напряжения на нем. В оригинальной конструкции Сверчкова и затем Карасева применен тиристор - не зря.
Это первый момент, второй - все пользуйся приборами, посмотри простенькую методику настройки - нужен осциллограф, а дальше нужно искать момент когда есть ток и напряжение на транзисторе одновременно - это и греет его. А лучше всего - тиристор.
sspol
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 16:55

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение cvvlad2 » 10 июн 2010, 20:09

Перепробовал все предложенные схемы: Ю. Сверчков (Радио 1982г.№5.стр.27), Г. Карасёв (Радио 1988г.№9, стр.17) и предложенное им усовершенствование в юбилейном Радир- 70 лет( стр.36,не известен год и №, так как в наличии только XEROX- с этой конструкции позаимствовал преобразователь- как самый мощный и надёжный),В.Яковлев( Радио 1999г.№7 стр.39). Во всех конструкциях роль комутирующего элемента выполняет тиристор КУ202Н. При использовании одной фазы искрообразования комутирующая часть во всех конструкциях работает безперебойно, но длительность искры мала (05-09 мс), что сказывается на работе двигателя в зимнее время или при нагрузке и на высоких оборотах. Попытки включения второй фазы увеличивают длительность до 1,4 мс, но уже при средних и высоких оборотах появляются перебои. Замена тиристора на КУ221, подбор КУ202Н с более чувствительным током открывания не дали ощутимых результатов. Транзисторный ключ работает без перебоев во всём диапазоне 20-200 Гц, но возникла проблема нагрева- во время настройки лишился входного усилителя осцилографа. Не имея возможность просмотреть журналы после 2002г., может есть изменения или дополнения в конструкции, прибег к форуму, с надеждой что ктото собрал такой блок зажигания, и поделится советом.
cvvlad2
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 22:21

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение sspol » 11 июн 2010, 08:37

Длительность искры... от чего и до чего? Еще раз - сравнивай свою картинку с рис2 в журнале. Длительность 0.5мс - 1.4мс, изменение в этих пределах не повлияет на работу двигателя. А как блок работает на столе, от имитатора в диапазоне оборотов? Опять таки без осциллографа ничего не понять. Ремонтируй осциллограф, потом зажигание.
Схема очень удачная, пережила годы, что-то у тебя не так. Работал у меня подобный аппарат, правда управление тиристором как-то не так делал, следов не нахожу. Но там мудрого ничего нет осциллограф все покажет - на столе с имитатором.
sspol
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 16:55

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение p0okm » 23 июн 2010, 01:55

При стендовых испытаниях нужно использовать не свечу, а разрядник с регулируемым зазором 10-14 мм(учитывайте повышение давления в цилиндре при фазе сжатия и степени компрессии около 10).
Для контроля искры в высоковольтную цепь устанавливают низкоомный резистор и осцилографом меряют падение напряжения на нём.
Все однополярные или двуполярные, но однопериодные искровые разряды не есть эффективными даже при длительности 3 мс. Да они существенно снижали СО и позволяли немного забеднить смесь на карбюраторных моделях, но не более. Только использование мощных тиристорных схем с параллельным включением обратного диода при энергии разряда 70 и более мДж позволяли достичь 15-19 % экономии топлива без потери мощности двигателя. Но такие схемы требовали намотки собственных катушек зажигания, так как ни Б115В ни Б117А не выдерживали и пробивались по бакелитовому корпусу между высоковольтным выходом и низковольтным контактом.
p0okm
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 июн 2010, 13:46

Re: Модернизация блока зажигания (Радио № 12, стр. 33)

Сообщение persey » 23 янв 2013, 13:22

Уважаемый cvvlad2,
Необходимо отметить что судя по всему сама схема у Вас работает хорошо, проблема в нагреве транзисторов, однако следует учесть 180Гц это 5400 об/мин. Преобразователь работает на максимале, практически без паузы и транзистор нагревается вследствии имеющихся нормальных потерь (поставьте на теплоотвод-корпус блока). Это справедливо и для коммутирующего транзистора. Например при испытаниях на 200Гц тиристорного варианта, тиристор грелся сильнее коммутирующего транзистора. До таких оборотов Вы вероятно двигатель не крутите, а если и есть то весьма непродолжительное время, так что беспокоиться не стоит.
С Уважением.
persey
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 13:00


Вернуться в Журнал "РАДИО"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron